«Если мы хотим, чтобы наша дети стали лучше, то мы, взрослые, тоже должны стать лучше.»
Всем нам знакома поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.» А если ее немного перефразировать применительно к родителям, то она будет звучать так: «Скажи, кто твой ребенок, и я скажу, кто ты.»
С древнейших времен людей волновали вопросы, которые и в наши дни остаются актуальными:
Как воспитывать детей?
Как вырастить их успешными и счастливыми?
Как привить им положительные качества?
На эту тему написано множество книг. Многие ученые и педагоги по тем или иным вопросам расходятся во мнении, но в одном они безоговорочно сходятся: самая главная роль в вопросах воспитания отводится личности родителей. Ребенок как губка впитывает все, что видит и слышит, и во всем стремится подражать поведению взрослых, которые его окружают.
Родители постоянно находятся под пристальным наблюдением своих детей. Особенно внимательно дети слушают и наблюдают за взрослыми, когда те говорят не с ними, а между собой. Даже по тому, как ребенок реагирует на замечание, можно понять, как к нему относятся в семье, как ведут себя родители, какая атмосфера царит в доме. И если одному малышу достаточно строгого взгляда, то некоторые дети не обращают внимания даже на крик.
По данным статистики работающие родители уделяют общению с ребенком в среднем порядка 17 минут в день, и чаще всего это время уходит на проверку уроков или чтение нравоучений. Для большинства родителей суть воспитания заключается в том, чтобы напичкать ребенка всевозможными знаниями. Знания – безусловно, очень важно, очень нужно. Но не менее важно научить ребенка искусству общения, научить его проигрывать и не сдаваться, очень важно не держать его под постоянным контролем, а научить его контролировать себя самостоятельно. Словом, научить его жить в этом мире без помощи родителей. А для этого нужно уметь все это делать самому. Нельзя привить ребенку нравственные нормы, просто «читая лекции» о том, что хорошо, а что плохо. Он может «теоретически» знать, что нужно совершать добрые поступки, что нужно быть отзывчивым, что лгать плохо, но если в семье он видит, что родители говорят одно, а на деле поступают по-другому, он забудет теорию и станет копировать поведение родителей. В поведении ребенка, как в зеркале, будут отражаться проблемы родителей.
Макаренко писал:
“Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо…”
И если вам что-то не нравится в поведении ребенка, постарайтесь понять, ЧТО в вашем поведении провоцирует его такое поведение. Что вам нужно изменить в себе для того, чтобы ваш ребенок стал таким, каким вы хотите его видеть.
Дети неосознанно копируют поведение взрослых, и только от нас зависит, что они скопируют.