Нужно думать», или Как появилась «Абракашляпа» |
Декабрь 2013 года. Студия художников-иллюстраторов. На столах вперемешку с карандашами, ластиками, книгами расположились эскизы для очередного задания по иллюстрации. В перерывах между эскизами смотрим работы иллюстраторов. Я задала вопрос нашему преподавателю о том, как она ищет идеи для работ. «Думаю, — ответила она, — а если нет идей, то продолжаю думать».
Тот ответ, словно цепная реакция в ядерном двигателе, запустил мой интерес к креативности. Я нашла лекции Виктора Меламеда, а на работе коллега дала прочесть книгу Кена Робинсона о поиске призвания, позже нашла его видео на Ted.com.
Я стала похожа на заядлого курильщика, с дрожью в руках перебирала книги на полках книжных магазинов, набирая полные сумки. Килотонны книг, статей, видео по креативности. Меня интересовал процесс креативного решения проблем, хотелось разобраться как «нетворческие» люди могли бы «тренировать» свою креативность, чтобы находить интересные идеи. Поля и форзацы книг разрисованы и расписаны вопросами и идеями.
Как герои в фильме Марка Захарова «Формула любви» я искала формулу креативности, своеобразный алгоритм, перепробовав ТРИЗ, техники латерального мышления Эдварда де Боно, игровые подходы и другие методы. Хотя в тот момент и была тема, которая придавала ускорения в движении, вопросов меньше не становилось. Я решилась на работу с коучем. Наши первые встречи были похожи на встречу друзей, которые давно не виделись, где два часа я говорила обо всем: сомнениях, страхах, интересах. Волосы стояли дыбом, пар из ушей.
Нет единых правил того, как выбрать ту единственную верную идею для проекта. Я отталкивалась от четырех составляющих: склонностей и увлечений, текущей ситуации и того, есть ли у меня сейчас возможность идти в этом направлении.
В результате поиска в сентябре 2015 я пришла к директору библиотеки с желанием проводить занятия с детьми. Так появилась «Абракашляпа» — пространство для творческих экспериментов. Я собрала группу семей с детьми, чтобы вовлекать их в процесс. Что только мы не создали за это время: и города, и волшебные планеты, и космический транспорт, эко-мобили, шляпы, обувь, мы создали даже собственную «абракашляпную» канатную дорогу.
Два года и более тридцати увлекательных занятий-приключений с детьми. Каждое занятие было игровым мини-проектом, где дети решали поставленные перед ними задачи, используя креативные подходы.
Вы определились с темой и появились первые идеи о том, как ее развивать. Не останавливайтесь, ищите альтернативы решениям, «играйте» с вариантами, уделите этому процессу должное внимание. Делайте творческие паузы, включайте режим «сомнение», когда кажется, что нашли единственно верное решение.
Через год работы с детьми захотелось большего. Так назрел мой творческий кризис, когда хотелось развивать идею дальше, но было не ясно как. Куда двигаться дальше? Как и где привлекать семьи? Как начать работать с проектами? Количество вопросов росло. На заднем фоне ныл мой сомневающийся критик: «А может не надо? Вдруг не справимся? Ну и зачем тебе?» Я была похожа на человека, которому осталось пять минут до первого в жизни публичного выступления. Выйти из напряжения помогли регулярные пробежки, тренировки в бассейне и поддержка близких. Раз в неделю с подругой мы устраивали мозговые штурмы во время прогулки в парке. Все идеи записывала в интеллект-карте, на диктофон наговаривала ответы, работая с техниками Эдварда Де Боно. Так родились еще и проекты для взрослых. Появилась смелость делиться полезным по креативности, по управлению проектами через вебинары, сессии с клиентами. Моя интеллект-карта до сих пор разрастается как спрут.
Придумайте работающую систему, в которой вы будете фиксировать идеи.
Мои идеи живут везде: на клочках бумаг, на салфетках, в блокнотах, на полях книг, которые читаю. Систематизировать же люблю в Evernote и в интеллект-картах.
Моя история про маленький проект, поэтому и методы оценки идей для него я использую простые, например метод ABC. Я разбиваю проект на аспекты (продажи, маркетинг, клиенты, мероприятия и т.п.), группирую их по трем критериям на:
● очень важные (А),
● важные (В),
● незначительные (C), о которых я подумаю позже:).
А дальше все найденные идеи переношу к этим группам.
Мои блокноты и заметки похожи на рынок в субботнее утро: пришел за яблоками, а того и гляди уйдешь со специями и прочими яствами. Для того, чтобы держать фокус на главном, идеи переношу в Evernote. Я их ранжирую и работаю дальше с теми, которые важны для проекта (в группе А), а какие-то просто не вписываются в мои долгосрочные задачи, и я их откладываю на потом.
Идею проводить занятия на ежедневной основе или постоянно участвовать в детских семейных лагерях я отложила (они у меня в группе С), но решила развивать творческий онлайн клуб «Абракашляпа» (группа А), чтобы убрать проблему места и времени, а для взрослых проводить вебинары, мастер-классы по креативности в проектах.
«Это уже было! Мне нужна уникальная идея! Мой проект должен быть... А что если не получится»? Эти мысли многих останавливают на старте.
«Ошибка — это всего лишь ошибка. Верно лишь то, что, если вы не готовы ошибаться, вы никогда не придумаете ничего оригинального».
Кен Робинсон.
Представьте себе, что вы создали проект в голове, но он там и остался. Представили? Ничего не изменилось вокруг.
Посмотрите, что мешает. Определите для себя три простых шага, которые помогут сдвинуться с места. И не откладывая на потом, на «однажды», сделайте первый шаг.
Я выбрала по каждому направлению по 1-2 идеи и начала пробовать, и пробую до сих пор. Страшно ли мне? А то. Еще как. Но «глаза боятся, руки делают». Первые занятия с детьми, сессии с клиентами, мастер-классы. Маленькие шаги в направлении целей и благодарность себе за них помогают двигаться дальше.
В моменты сомнений, когда не знаю, что делать, сын подбегает с вопросами: «А давай посмотрим на эту ситуацию под другим углом, из-под стола, что изменится?» Для меня — лучший результат того, что я затеяла.
Рубрики: | разное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |