Однажды мне посчастливилось ехать в одном купе с молодым отцом и его двумя сыновьями. Едва поезд тронулся, папа достал из тубуса лист ватмана и сказал: «Приступим!» Мальчики высыпали из пенала ручки-роллеры и взялись рисовать леса и города вокруг небольших кружков, а папа стал убористым почерком заполнять карточки. Пару часов спустя из соседнего купе вызвали маму с сестрами, и игра началась. Кубик, который они называли «везунчиком», показывал, на сколько ходов можно продвинуться, фишка попадала на кружок какого-либо цвета, и папа зачитывал вопрос с карточки того же цвета. Если игрок давал правильный ответ, то оставался на занятом месте, а если ошибался, возвращался на исходную позицию и ждал следующего хода. Весь лист был изрисован загадочными переходами, по которым мог провести другой игрок, если его фишка оказывалась рядом. При этом ведомый должен был выполнять какие-то задания проводника, а тот отвечал на особо трудные вопросы. Игра сопровождалась рассказами о пространствах, через которые проходили фишки, удивительными ссылками на научные открытия и художественную литературу. После больших приключений семья угомонилась, ватман был вложен в тубус, где оказалось еще несколько таких листов. В их семье, как рассказал молодой отец, такие игры традиционны. Их рисовал в детстве дедушка, дополняя своей версией игру, оставшуюся от детства прадедушки. Уцелели старые купленные игры, сделанные по тому же принципу: «Круговые перегонки», «Путешествие на аэроплане по СССР», «Цирк», «Кругосветное путешествие». Я вспомнила, как неожиданно увлекла игра, в которой можно было закрутиться спутником вокруг Земли или Луны и никак не попадать в ту точку, где можно сойти с орбиты. Мы обсудили разновидности кубиков и фишек, прочность бумаги, на которой игра рисуется, коробки для хранения и содержание заданий на карточках, вобравших в себя всю школьную программу. Один вопрос никак не затронули: будут ли играть в эти бумажные игры, когда подрастут, наши дети, или компьютер разъединит их и отучит самостоятельно творить сюжеты. Рассказывая знакомым об этой увлеченной играми семье, я вроде бы смогла вдохновить на то, чтобы нарисовать что-то свое, но тут же услышала, что дети мажут что попало, что на компьютере было бы аккуратнее, и где есть принтер, печатающий на листах большого формата, и откуда можно скачать готовые игры. Попробовала увлечь другую семью, но результат оказался еще хуже: мне объяснили нелепость настольных игр в век электроники, их убогость по сравнению с обучающими программами. В очередной раз заводя разговор о рисованных играх, я начала с условия ни в коем случае не вспоминать гаджеты, принтеры и сайты. Взрослые смогли не уйти от темы, но дети тем временем играли во что-то управляемое четырьмя клавишами и карандаши брать в руки не собирались. Потому что «не интересно». Потеряют ли наши дети что-то в том случае, если будут играть не на экране, а на столе? По-моему, только выиграют, но с удивлением обнаруживаю, что со мною мало кто согласен. Настольная игра потеряла смысл в глазах взрослых, а дети порой и вовсе не знают, что это такое. Неужели это правда, что никому не интересно самому нарисовать игру? Хотя бы для того, чтобы поместить ее во всепоглощающем Интернете?