Скупость и контроль Jozsef Bagota, Shutterstock.com Jozsef Bagota, Shutterstock.com Противоположностью оральной жадности становится, по-моему, чувство меры. Когда да, вкусно, да, здорово, но вполне могу и остановиться… Когда беру именно по потребности… без «запасания» впрок. Без «захлебывания» и потом изнурительно-мучительного «переваривания излишков». А противоположность анальной жадности как раз щедрость и есть. «Вот вам всем от меня – нате, пользуйтесь!» Еще интересное наблюдение, что часто щедрые к другим люди очень затрудняются от этих других себе что-то брать. А уж попросить – помощи, поддержки, просто чего-нибудь элементарного – никак. Давать – да! Просить – нет! Часто тут вот такой рисунок получается… Наверно, потому, что практически любой «здесь и сейчас» отказ воспринимается как тотальное отвержение «навсегда»… А если нужна помощь, нужна поддержка, а просить стыдно, то вот как раз «жадный рот» и распахивается… Само-поддержка, само-утешение… Из раннего младенчества как раз. Ауто-удовольствия. В которых ты можешь получать что-то из мира вкусное, но при этом получать в автономном режиме. Без участия Другого, по сути. И чем больше внутренних запретов запрашивать помощь, поддержку, участие от людей, тем больше как раз тяги «разряжаться» в поедание–«запивание»–игру – и прочие удовольствия… Хотя бывает всем известный перекос и в другую сторону. Есть люди, которым «все должны по жизни». Этакие «бедняжки». Которые как раз готовы просить, просить, просить... Всегда, у всех и везде. Но вот благодарность у таких начисто отсутствует. Т.к. им всегда всего мало…
И что бы ты ни сделал для такого человека, будет мало… Про благодарность. Это ведь в прямом смысле этого слова «благой ответ на твой дар». Это про именно взаимный обмен. «Ты – мне, я – тебе». А вот в какой форме, в каких вариантах – тут у каждого свое понимание. Мне кажется, что если со своей и анальной, и оральной жадностями познакомиться и хоть иногда начать их осознавать прежде вот этой автоматической «гримасы» «хороший человек = щедрый человек», то и потребность «набиваться» всякого рода «утешалками» станет поменьше… У переедающих часто нет тормозов, и они такие «щедрые» отдавать… при этом отдают с ожиданием, что оценят... «кормят» как попытки заслужить любовь… или как попытки другого проконтролировать, присвоить. Про варианты, чем можно подкормиться из окружающего мира. Орально-фиксированные жадины часто становятся именно обжорами. Т.е. используют для своего насыщения именно пищевой контакт с миром. Совершенно забывая, что у нас есть еще четыре канала восприятия – четыре «входа» для внешних впечатлений. Хотя бывают и «жадины в квадрате», и «жадины в кубе». Это те, кому надо одновременно поглощать мир и глазами, и ушами, и ртом. Например, еда под телевизор. Или за компьютером. В таком варианте переедание неизбежно. Т.к. вот такой «многоканальный» контакт обеспечивает «зашумление» сигналов насыщения. Как телесных, так и психических. И одним из первых шагов к восстановлению чувства меры может стать попытка «развести» во времени, разъединить эти поглотительные мероприятия. Оральные жадины любой контакт с миром стремятся свести к какой-то из форм питания или кормления. Я сейчас именно про общение между людьми хочу сказать. Когда общаться с Другим или нет, всегда выбираешь по его для тебя «полезности», «функционалу» (что бы с тебя такого поиметь?). Хочу сразу оговориться, что функциональные связи и взаимо-обмены между – людьми это просто прекрасно. Просто прекрасно, когда все-таки есть в вашей жизни люди, интересные вам «просто так». Без попыток их немедленно «утилизировать» и через них получить какое-то для себя «расширение» – возможностей, приятностей, еще чего-то… Мне кажется, что восприятие другого как «питания» для себя делает мир, с одной стороны, проще. А с другой стороны – более угрожающим. Сожрать чего-то или кого-то – это добиться слияния с выбранной здесь и сейчас фигурой. Т.е. проигнорировать или разрушить границы взаимодействия. Или интроецировать Другого «по кусочкам», поглощая без разбора и без своего выбора «подходит мне это – нет, спасибо, это себе оставьте». А потом, в качестве ответной любезности, раскрасить Другого своими проекциями, т.е. тем, чем во мне вот эти непережеванные куски чужого опыта отзываются, и начать общаться с продукцией именно своего содержания.