Тибет |
Потала – дворец Его Святейшества Далай-ламы
"Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город. Строительство его было начато царём Тибета 1300 лет назад, когда это был просто домик для медитации. Этот домик был существенно расширен Пятым Далай-ламой в ХVII веке. Центральная часть современного здания, имеющего высоту тринадцать этажей, была построена по его указаниям, но он умер, когда здание достигло лишь второго этажа. Поняв, что он вскоре умрёт, он велел премьер-министру хранить свою смерть в тайне, поскольку опасался, что, если бы народ узнал, что он умер, строительство остановили бы. Премьер-министр разыскал монаха, который внешне напоминал Далай-ламу, и преуспел в сокрытии его смерти на протяжении тринадцати лет, пока работа не была завершена. Но втайне он сделал камень, покрытый молитвами о скорейшем перевоплощении Далай-ламы, и камень этот был вмонтирован в стену. Его и сейчас можно видеть на втором этаже дворца. Эта центральная часть здания имеет большие залы для церемоний, около 35 часовен, богато украшенных и расписанных, четыре кельи для медитации и мавзолеи семи Далай-лам. Некоторые из них достигают высоты 30 футов и покрыты золотом и драгоценными камнями.
Западное крыло здания, которое было пристроено позже, являлось жилищем для 175 монахов, а в восточном крыле находились правительственные офисы, школа для монахов, выполнявших официальные функции, и залы Национальной ассамблеи, то есть тибетского парламента.
Мои собственные апартаменты были расположены над офисами на верхнем этаже, на высоте примерно 400 футов над городом. Там у меня было четыре комнаты. Та, которую я использовал чаще всего, имела размер около 25 квадратных футов, и стены её были полностью покрыты росписями, изображающими жизнь Пятого Далай-ламы настолько подробно, что портреты отдельных персонажей были размером не более дюйма. Когда мне надоедало читать, я часто сидел и рассматривал истории, которые рассказывали окружавшие меня великолепно подробные фрески.
Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.
В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета. В нижней части здания находились бесконечные подземные склады и комнаты, где хранились государственные запасы масла, чая и тканей, которыми снабжались монастыри, армия и государственные служащие. В восточной стороне была тюрьма для преступников высокого ранга, что, может быть, соответствует в какой-то степени Тауэру в Лондоне. А по четырём сторонам здания были крепостные башни, на которых тибетская армия ставила часовых".
Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV "Моя страна и мой народ".
Лхаса (в переводе - "божественное место"), город в Китае, административный, экономический и культурный центр Тибетского автономного района. Расположен в долине реки Джичу, притока Брахмапутры, на Тибетском нагорье на высоте 3650 м. Население 50 тысяч человек (1958). Издавна был торгово-ремесленным центром и транспортным узлом на Тибетском нагорье.
Начиная с 1950-х годов в Лхасе построены пищевые, деревообрабатывающие, кожевенные, металлообрабатывающие, ремонтно-механические предприятия, заводы по производству сыворотки и вакцин. На местном угле работает ТЭС (небольшая угольная шахта близ Лхасы). В Лхасе имеются геофизическая обсерватория, метеорологическая и опытная сельскохозяйственная станции. Окрестности Лхасы — основной сельскохозяйственный район Тибетского нагорья.
Основание Лхасы приписывается Сронцзангамбо (617? — 649) — создателю первого Тибетского государства, который перенёс в Лхасу столицу из долины реки Ярлунг. Однако ранее на месте Лхасы, по-видимому, существовало укрепленное поселение, что отразилось в первоначальном названии города — Раса (огороженное место). В 10 веке, с наступлением феодальной раздробленности, значение Лхасы падает. Возвышение Лхасы как светского и духовного центра Тибета связано с деятельностью секты Гэлуг-ба («жёлтошапошников») в 15—17 веках и установлением власти далай-ламы.
В основе концентрического плана Лхасы — кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников; первая внутренняя дорога — в монастыре Джоканг (641—650), вторая (Пакор) замыкает торговый центр вокруг монастыря, третья (Линкор) — вокруг Старого города. Радиальные узкие и кривые улицы застроены 1—2-этажными домами из кирпича-сырца с плоскими крышами. Над северно-западной частью Лхасы — дворец-крепость Потала (известен с 7 века, современный облик восходит к 16—17 векам). Близ Л. — три монастыря: к северо-востоку — Сера (15—16 века), к востоку — Гэндан, к западу — Дрэпунг.
Появление первых тибетцев, как и все в Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. Первая, относящаяся к религии Бон, говорит что самый первый царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. Вторая, более близкая буддизму, рассказывает о царе обезьян Брангринпо, являвшимся воплощением Авалокитешвары (будды сострадания) и скальной дьяволице Брангринмо, воплощенной Таре.
Брангринмо полюбила красивого, сильного царя обезьян, и старалась любыми путями завлечь его. Брангринпо же никак не обращал не нее должного внимания, потому как принял обет безбрачия. В конце концов, Брангринмо заявила ему, что если он не овладеет ею, она будет убивать людей из соседних земель и сойдется со злым демоном, чтобы весь Тибет заселили демоны. Сострадательный Брангринпо не мог допустить этого, и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место где они совокупились, находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана и считается священным.
Их первые дети были обезьянами, так что происхождение тибетцев от обезьян идет от этой легенды (вспомним про теорию Дарвина?). Потомки Брангринпо и Брангринмо научились делать одежду, выращивать семена, у них отпали хвосты и они в конце концов превратились в людей.
Климат Тибета
Для Тибета характерна большая разница в климате различных районов, уникальные явления природы, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана, а также необыкновенно примечательные восходы и закаты солнца.
Особый климат Тибета обусловлен особенностями его рельефа и атмосферной циркуляции. Общей тенденцией является сухой, и холодный климат в северо-западной части края и влажный и теплый в юго-восточной его части. Кроме того, явно дает о себе знать закономерность в смене климатических поясов по высоте рельефа.
Главными особенностями тибетского климата являются разреженность воздуха, пониженное атмосферное давление, пониженное содержание в атмосфере кислорода, низкая запыленность и влажность воздуха. Воздух очень чист и разрежен, атмосфера обладает высокой проницаемостью для радиации и солнечных лучей.
В Лхасе (3650 м.) плотность атмосферы равняется 810 граммов на один кубометр, а среднегодовое атмосферное давление 652 миллибара. Если на равнине содержание кислорода составляет 250 -260 граммов, то в высокогорных районах Тибета оно равняется лишь 150-170 граммам, то есть 62-65% от равнинного.
Тибет — район, не знающий себе равных в мире по интенсивности солнечной радиации. В Лхасе на каждый квадратный метр территории приходится 2 000000 килокалорий солнечной энергии в год. В году насчитывается более 3000 часов солнечной инсоляции.
Интенсивность ультрафиолетового облучения по сравнению с интенсивностью на равнине сильнее в 2 раза. Поэтому в Тибете почти отсутствуют многие болезнетворные бактерии, у тибетцев почти не бывает кожных заболеваний и заражения при травмах.
Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он успешно адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, он успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую на тибетской земле до его прихода. Это обогатило буддизм пышными и красочными ритуалами, традициями и мистериями, присущими только тибетскому буддизму.
В 16-17 веках, в Тибет прибывают первые христианские миссионеры. Некоторые из них живут по несколько лет, но так и не находят поддержки. Основная причина, - различие в понимание понятий Бог и реинкарнация. В итоге, христианство оказалось неспособным гибко адаптироваться к конкретным условиям других традиций и так и не оказало никакого видимого влияния на культуру Тибета.
Рубрики: | путешествие природа фото в мире |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |