-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vados2384

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 29362


Под музыку дети растут быстрее

Среда, 01 Августа 2012 г. 01:32 + в цитатник

Музыка может не только рассказывать о чувствах и пробуждать различные эмоции, но и оказывать самое непосредственное влияние на здоровье человека. В том числе – и самого маленького, только что появившегося на свет. Причем каждый тип музыки в этом отношении имеет свои нюансы: к примеру, произведения Моцарта особенно благоприятно действуют на развитие новорожденных.

Основная проблема, с которой сталкиваются врачи у недоношенных детей, является малая масса тела, что приводит к заболеваниям и инфекциям. Оказалось, что музыка Моцарта, родившегося 27 января 1756 года, помогает недоношенным детям быстрее набирать вес.

Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в медицинском центре Тель-Авива врачами Дрором Манделом и Ронитом Любецким. Исследователи проигрывали недоношенным детям каждый день в течение получаса сонаты Моцарта. После этого ученые измеряли количество энергии, которое ребенок расходовал до и после прослушивания музыки. Оказалось, что после аудиосеанса младенец был гораздо спокойней и тратил гораздо меньше энергии, то есть нерастраченная энергия направлялась на его развитие.

В чем же загадка столь благотворного влияния музыки Моцарта на детей? Доктор Мандел предполагает, что все дело в ритмическом рисунке и мелодике моцартовских произведений.

- Возможно, мелодии Моцарта воздействуют на организационные центры коры головного мозга. С музыкальной точки зрения, в отличие от музыки Бетховена, Баха или Бартока, музыка Моцарта состоит из множества повторений. С научной точки зрения объяснения еще только предстоит найти, - отмечает доктор Мандел.

Научная работа израильских ученых – часть большой исследовательской программы, которую проводит американский консорциум NIDCAP. Цель программы – разработка рекомендаций и внедрение стандартов помощи новорожденным детям. В настоящее время ученые планируют проверить действие этнической музыки, рэпа, поп-музыки и, конечно, Баха и Бетховена на недоношенных детей. В частности существует предположение, что рэп по ритмическому рисунку напоминает музыку Моцарта и может обладать сходным эффектом.

  • Возбудимым, беспокойным малышам полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Обычно это вторые части классических сонат или инструментальных концертов, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
  • А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна, вальсы из балетов Чайковского, «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Любопытно упомянуть, что в 1993 году американские ученые выявили, что после 10-минутного прослушивания музыки Моцарта у студентов колледжей повышался IQ (однако результаты исследования были признаны спорными). После этого продажи аудиозаписей с произведениями Моцарта в США резко выросли.

Еще одно любопытное сообщение на тему положительного влияния музыки на здоровье сделали ученые из Университета Мэриленда (США). Они установили, что прослушивание любимой музыки полезно для здоровья сердца и сосудов.

Результаты подтверждающего это исследования были представлено на встрече Американской кардиологической ассоциации в Новом Орлеане в 2008 году.

Эксперимент, в котором участвовали 10 человек, состоял из четырех фаз. Во время первой испытуемые слушали ту музыку, которая, по их словам, вызывала у них радостные эмоции. На втором этапе они слушали музыку, вызывавшую чувство тревоги. На третьей стадии участникам эксперимента ставили музыку для релаксации, а на четвертой они смотрели комические видеоролики.

Порядок четырех фаз для каждого участника выбирался случайным образом. Перед началом каждой стадии эксперимента у них изучалось состояние сосудов, в частности их реакция на резкое увеличение кровотока.

Ученые намеревались выяснить, как эндотелий - слой клеток, выстилающих внутреннюю поверхность сосудов, - реагирует на эмоции. Именно эндотелий играет важную роль в регуляции кровотока, свертываемости и густоты крови, от его состояния во многом зависит риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Результаты показали, что у испытуемых, слушавших веселую музыку, сосуды расширялись на 26%, тревожную - лишь на 6%, у смотревших комические видеоролики - на 19%, а слушавших расслабляющую музыку - на 11%.

Авторы исследования полагают, что именно физиологические реакции на разные типы музыки связаны с положительной или отрицательной реакцией сосудов. Миллер отмечает, что эти реакции могут быть вызваны гормонами радости - эндорфинами.

В последнее время все больше ученых приходят к выводу: мир звуков может не только развивать ребенка, но и лечить его. В ходе проведенных экспериментов было доказано – музыка влияет практически на все органы и системы организма ребенка: ЦНС, кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной. Есть ряд медицинских и психологических исследований, подтверждающих подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.

В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

В 90-е годы сенсационный фурор произвело открытие так называемого «Моцарт-эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта. (Правда, через некоторое время учеными были скорректированы результаты. Авторы исследования – ученые Калифорнийского университета в Ирвине Фрэнсис Раушер и Гордон Шоу – указали, что эффект продолжался 10-15 минут и работал только для пространственно-временных задач. А по мнению английского ученого Н. Вайнбергера, вера в долговременный эффект от музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность возникла «в результате упрощенных сообщений». Поэтому «Моцарт-эффект» оказался более важен для исследователей, чем для любых практических приложений).

Врачи предупреждают:
Во-первых, маленьким детям нельзя слушать музыку через наушники. Наши уши просто не приспособлены для этого природой. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Во-вторых, существуют противопоказания к музыкотерапии. Не стоит «лечить музыкой» младенцев с предрасположенностью к судорогам, детей в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма, а также больных отитом и детей, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Тем не менее, благодаря этим разработкам возрос интерес общества к изучению влияния музыки на человека и, в частности, на развитие личности ребенка. Возникло целое направление на стыке медицины и музыки, стали проводиться обширные научные исследования воздействия музыкальных тембров на малышей. Французские ученые убедительно показали, что плод активно реагирует на музыку, которую слушает мать. Например, Бетховен и Брамс, как считают, действуют на еще не рожденного ребенка возбуждающе. Моцарт и Вивальди его успокаивают, а рок-музыка вызывает крайнее беспокойство. Известный французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хор из будущих мам. Специально для них были разработаны вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

Опыт подобной работы с будущими матерями уже есть и в России: например, в московском роддоме N 2, Научном центре восстановительной медицины, а также в Белоруссии - в Гродненском областном клиническом роддоме.

Проводившиеся в НИИ педиатрии (Научном центре здоровья детей) РАМН исследования показали, что у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, неважно – доношенных или нет, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели хорошую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи задались вопросом: все ли дело тут в мелодии и гармонии, или такая реакция будет на любой звуковой раздражитель – тиканье будильника, разговор? Однако когда младенцам включали метроном, отбивающий медленный ритм в темпе спокойной музыки, бесстрастный анализ отмечал: на этом фоне идет угнетение ферментов. Это, кстати, является одним из доказательств того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна малышам.

Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне, так и на подсознательном, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Следовательно, восприятие музыки может быть активным или пассивным. Учеными доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.

Во всем мире с помощью хорового пения удачно лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом мало-помалу избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, "р" и "ш"). Такие занятия оказываются очень эффективными для детей с синдромом Дауна. Им сложнее осваивать речь из-за своеобразного строения речевого аппарата. Но ребята с синдромом Дауна очень музыкальны, у них великолепное чувство ритма... 

Рубрики:  здоровье
познавательно
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

zelenvik   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2012 г. 03:17 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку