Личное пространство |
Etoday поговорил с популярным украинским фотографом Еленой Визерской (Elena Vizerskaya), которую хорошо знают за пределами ее страны. О Елене пишут англо- и испаноязычные профессиональные сайты, которые признают ее потрясающую креативность, узнаваемый стиль и высокое качество работ.
Примерно на половине работ Елены Визерской снята она сама.
-Елена, как вы решили стать фотографом?
-Я никогда не решала, я просто взяла камеру в руки и начала ее пользовать. Это было еще лет в 13, наверное, у меня была пленочная камера Смена 8м.
-Вы помните свои первые камеры, да?
-Да. У моего отчима, почему-то их было штук пять, они лежали в шкафу, на верхней полке. Когда я их нашла, я подумала: «Зачем им там лежать?» Плюс кулек старых пленок, которые оказались в просроченном состоянии.
-А сейчас вы снимаете на пленку?
-Нет, я не снимаю на пленку, потому что я не принадлежу к тем людям, которые любят пленки, старые фотоаппараты. У меня есть, конечно, полароид 1974 года, он мне нравится, я периодчески им что-то щелкаю. Просто это было бы безумной тратой времени и сил, если бы я снимала на пленку, а потом из этого делала коллажи.
-А какие у вас сейчас камеры?
-Мое последнее приобретение Nikon D 800.
-В последнее время почти все фотографируют, это такая повальная мода. Что нужно делать, чтобы выделиться из общей массы?
-Если, конечно, иметь цель выделиться из общей массы, то вряд ли выделишься. Выделиться можно, если ты имеешь свой внутренний мир и хочешь что-то сказать. У меня, например, есть знакомые, которые недавно обнаружили, что существует фотоаппарат, и теперь это просто невыносимо, потому что они выучили всю техническую сторону, но при этом я сомневаюсь, что будет что-то интересное у них. В общем, поскольку фотоаппарат стал доступен, появилось очень много мусора.
-Ну да. Это теперь самое доступное из искусств, наверное.
-Да, хотя, конечно, краски, кисточки и карандаши тоже всегда были доступны, что-то никто не самовыражается в этом направлении.
-Вы ведь тоже рисуете, я видела ваши иллюстрации, они очень красивые. Это вторая ваша специальность?
-Я имею художественное образование, с самого детства я рисовала, у меня и художественная школа за спиной, художественный институт. Конечно, делаю это я не очень часто, в основном, меня пробивает почему-то после длительных путешествий. Поскольку у меня постоянная потребность что-то создавать, если я этого не делаю, у меня огромная ломка.
-А кто вы по профессии?
-Я по специальности - дизайнер среды.
-Вы работаете по специальности?
-Нет, я закончила институт, и после этого ничего не сделала по этой специальности, поскольку она меня не интересовала, как оказалось. В 1997 году, когда надо было куда-то поступать после школы, мой выбор пал на что-то художественное. Но, к сожалению, в Украине очень туго всегда было с этим направлением. Идти в Художественную академию не было никакого смысла, поскольку я и так умею рисовать, и во всей стране у нас был единственный институт, который преподавал дизайн - среды, графический и промышленный. Конечно же, графический меня больше интересовал, да и способности всегда у меня были больше к графике, но, к сожалению, там было какое-то немеряное количество человек на место. Меня всегда можно было завалить экзаменом по математике или диктантом по украинскому языку. Поэтому я решила не рисковать, на дизайн среды был конкурс в два раза меньший. Я там проучилась все время и даже не переводилась на графику, поскольку привыкла. Потом я устроилась на работу в области графического дизайна и проработала там, наверное, лет шесть.
-А сейчас вы - профессиональный фотограф, да?
-Ну не знаю, на счет профессиональности, если мне задать какой-то вопрос в плане техники, я могу сильно завалиться. То же самое касается фотошопа. Когда у меня был мой единственный мастер-класс, один из учеников просветил меня, как делать то, что я показываю, гораздо быстрее. Поскольку я фотошоп изучала сама, я то, что изучила методом тыка еще лет десять тому назад, так этим и пользуюсь.
-При этом ваши работы иногда сравнивают с Лашапелем и даже с Дали. Вы сами находите сходство?
-Ну, возможно, где-то да.
-То есть нравится Лашапель и ориентируетесь на такой гламур, да?
-Я не ориентируюсь ни на какой гламур. Я ориентируюсь на то, что я чувствую и что мне хочется делать. Честно, у меня есть один друг, который организует выставки в Киеве, в свою галерею он привозит знаменитых на весь мир фотографов. Он, конечно, очень ценит меня как творческого человека, но у него просто был шок, когда он узнал, что я не знаю ни одного фотографа. Я не хожу никуда на фотосайты, не интересуюсь новым искусством, если кто затаскивает меня иногда на какие-то выставки - это максимум. Я не знаю почему, но мне не интересно чужое творчество, мне всегда было интересно создать только что-то свое. Не скажу, что я в чем-то оригинальна, но я к этому никогда и не стремилась. Первостепенно у меня было выразить то, что я чувствую.
-А вы занимаетесь съемкой для рекламы?
-Нет, я не занимаюсь в последнее время коммерческой съемкой. Последний раз мое коммерческое дело комически завершилось, не до конца доделанное. И после этого я уже не брала никаких заказов, для меня это мучение. Я ненавижу делать коммерческую съемку. Для меня это как надеть квадратный шлем на голову, сжать себе мозг и при этом закрыть глаза. Поэтому я ничего и никого не снимаю за деньги. Я делаю только для себя.
-Это тот случай, когда вы сделали платье из моха, а заказчик хотел из шишек?
-Да, это было для московского клиента, которое просто феерически завершилось.
-Я так поняла, что в это время вы и жили в Москве...
-На самом деле я не живу в Москве, у меня там молодой человек живет, я туда приезжаю периодически, а он сюда, в Киев. Вообще мне Москва очень не нравится, можно сказать, я ее просто ненавижу!
-Почему?
-Я в этом городе не могу находиться, мне в нем очень тяжело. У меня в нем накапливается какая-то агрессия непонятная, которой у меня нет ни в каких других городах. И по натуре я такая, что никогда никуда не спешу, не бегу. Для меня цель - куда-то спешить, чтобы что-то урвать - это просто разрушительная цель. В Киеве, например, меня никогда в метро не толкают, а в Москве через пять минут нахождения в метро, у меня уже просто начинается какая-то истерика. Потому что люди меня не обходят, они меня просто толкают. Дело в том, что я очень тонко чувствую энергетику городов, я могу выйти из аэропорта и сразу же для себя самой невербально описать, что это за город. Так вот невербально Москва - это вообще не мой город, это город, который стремится к ложным ценностям, к баблу.
-А в Киеве вам нравится, вы не хотите никуда из Украины уехать?
-Нет, я не хочу никуда уехать. Не хочу зарекаться, но я думаю, что буду тут до конца. Меня абсолютно устраивает ситуация, что я живу в Киеве, но я могу уехать в любой момент в любую страну на любое количество времени, что, собственно говоря, я и делаю. Мне необходимо место, где я могу сесть в собственном доме, где у меня будет вся техника, которая мне нужна. Например, зимой, после новогодних праздников, я месяца на два уезжаю куда-нибудь в Восточную Азию. Эти два месяца - просто глобальная перезагрузка, я ничего не создаю, отдыхаю, путешествую, фотографирую очень много. Но так постоянно я не могу жить. Я возвращаюсь потом в Киев и что-то создаю. Я считаю, что Киев - это волшебный город, я его очень люблю. Конечно, у меня есть масса вопросов к нашим людям - они очень ленивы, мне кажется.
-Скажите, пожалуйста, а Даша Астафьева - ваша постоянная модель?
- Даша Астафьева - звезда американского Playboy и звезда украинской эстрады. Она участница группы «Nikita». Она очень красивая женщина, пожалуй, самая красивая, кого я снимала, одна из самых талантливых моделей. Лучше, чем она мне вообще никто никогда не позировал.
-А есть еще вот такие постоянные модели у вас?
-Вообще я, честно говоря, не очень открыта для новых экспериментов с людьми, потому что каждая съемка - это как снять скорлупу свою, потому что с моделью приходится очень плотно контактировать. Для меня это очень энергозатратно и болезненно. То есть я не стремлюсь каждый день новых людей фотографировать. И все модели, это, в основном, мои знакомые. При этом я стараюсь фотографировать именно этого человека, а не поставить его в какую-то позу. В моих фотоархивах нет ни одной профессиональной модели.
-И все-таки как вы их находите и выбираете, интересных людей?
-Через знакомых. Если я их вижу в какой-то тусовке, я могу им предложить сниматься. Хотя вот недавно мне что-то уже так все надоело, что я начала шерстить по фейсбуку и обращать внимание на новых незнакомых людей, и как раз у меня планируется новый этап, в котором я наобум зову совершенно незнакомых людей прямо на съемочную площадку. Не знаю, что из этого получится. Но, честно скажу, я, наверное, не умею работать с моделью так, как это, наверное, принято - расслаблять ее, заставлять делать то, что мне нужно. В принципе, я пытаюсь, но я вижу, что они меня почему-то боятся. Хотя я стараюсь быть максимально мягкой и на одной волне.
-А вот как приходят в голову такие необычные сюжеты?
- Обычно это очень длительный процесс, стараюсь что-то создавать, ничего заранее не планируя. Очень редко, когда у меня в голове абсолютно сложившаяся картинка с четкой идеей. Это все паззлы, которые складываются в процессе. Для меня это определенная игра с объектами. Поэтому я так ненавижу коммерческую работу, потому что меня ставят в четкие рамки. Мало того, что это чужая идея, которая мне не близка и достаточно примитивна, но я еще и не могу никак ее развить. Это все всегда очень предсказуемо и скучно.
-А как возникла вот эта идея с щенками, которых развешивает после купания Даша Астафьева?
-Эта идея появилась, когда Даша пришла на съемку со своей собакой, я на нее посмотрела и сказала: «Какая классная собака! Давай мы что-то с ней придумаем». И буквально за пять минут пришла эта идея.
-Вы также много внимания уделяете снам. Это как-то влияет на ваши работы?
-Сны влияют вообще на все. Мне вот сегодня снилась тюрьма и после этого у меня очень плохое настроение. И очень часто мое настроение зависит от того, что мне приснилось, я могу даже не помнить, что это было, но все оттуда. Я не отрицаю, что подсознательное мной владеет гораздо больше, чем сознательное.
-У вас есть сын. Трудно быть мамой и творческой личностью оставаться?
-Трудновато, когда я была замужем, и у нас была полноценная семья. А сын никогда не отвлекал меня от творчества, потому что он уникален. Когда он родился, он вообще никогда не плакал, не требовал внимания, а позже выгонял всех из своей комнаты, чтобы ему никто не мешал заниматься собственными делами, строить свой мир. Первое слово, которое он сказал, было не «мама» и не «папа», а «сам». Сейчас, когда ему уже 8 лет, и он в чем-то уже гениален, мы с ним что-то вместе снимаем, и он дает дельные советы. Последнюю серию с гигантскими фруктами мы с нм делали вместе.
-Вы его фотографируете?
-Да. Он очень фотогеничный и очень любит фотографироваться. Сейчас у него период кривляний, он страшно кривляется.
-Все фотографии у вас прекрасно ретушированы. Как много времени занимает этот процесс?
-Я очень долго обрабатываю фотографии. Я даже не знаю, сколько времени на это уходит, потому что, когда я работаю в фотошопе, я впадаю в медитативное состояние.
-У вас есть какое-то хобби?
-Да, это йога. Сейчас в возрасте за 30, я думаю о том, что надо срочно начинать что-то новое. Буквально неделю назад я купила мопед, хотя первый раз я села за его руль этой зимой в Тайланде. Но там не было города и движения. А тут я оказалась в городе, куча машин, и я не знаю правил дорожного движения, пришлось срочно осваивать, был стресс.
-Вы считаете себя успешным фотографом?
-А в чем выражается успех?
-В деньгах, может быть, в известности.
-Я, честно говоря, не в курсе о масштабах своей известности, и не хочу этого знать. А в плане денег, кармически у меня всегда с этим было хорошо. То есть у меня семья не богатая, все, что я зарабатывала, я зарабатывала исключительно сама. И на данный момент, когда я достигла абсолютной финансовой независимости ни от кого, и при этом я могу не работать и заниматься исключительно творчеством, мне кажется, это успех.
Рубрики: | искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |