Нужно ли лечить гиперактивного ребенка? |
«Непоседа» и «живчик» — так родители ласково называют гиперактивного ребенка. Врачи дают другое определение этому состоянию.
Полное название диагноза, который может поставить только педиатр-невролог — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). А раз есть диагноз, должно быть и лечение.
Бегать, прыгать, вертеться, плакать и смеяться, проявлять интерес ко всему на свете — все это вполне естественно для малышей. Однако есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью, гиперактивностью.
Гиперактивность детей возникает из-за дефицита в организме гормонов дофамина и норадреналина. Именно с нарушением производства этих биологически активных веществ связаны такие известные патологии, как шизофрения и паркинсонизм. Поэтому большинство врачей придерживаются мнения, что детям с диагнозом СДВГ необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных препаратов.
В основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД): структуры мозга, которые тормозят физическую и эмоциональную активность, работают слабо, а ответственные за возбуждение — наоборот, «на все сто». Поэтому любой внешний раздражитель (новый предмет, человек, шум и т.д.) «заводят» ребенка.
Начальные проявления СДВГ иногда можно наблюдать
уже на первом году жизни.
Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (к искусственному свету, звукам), отличаются нарушениями сна, могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом. Они инертны, не очень эмоциональны.
В 3-4 года, когда малыш идет в детский сад, воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования.
Это объясняется неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет) в старшей и подготовительной группах детского сада.
Ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не может усидеть на месте, ерзает, проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя), начинает отвечать, не дослушав вопроса, с энтузиазмом берется за задание, но не доводит дело до конца.
Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. СДВГ чаще проявляется у двоечников и отличников — из-за завышенных требований к ним и ожиданий.
Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект.
Такие дети с трудом адаптируются в коллективе.
В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты.
В подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью,
дети с СДВГ не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Оптимальный возраст, в котором можно сгладить проявления гиперактивности — 7–10 лет.
Диагноз «СДВГ» ставится при помощи специальных опросников, на которые отвечают родители.
Если у ребенка отмечаются не меньше 6 из 9 перечисленных симптомов невнимательности и/или 6 и более симптомов гиперактивности и импульсивности, можно предполагать СДВГ:
>> 9 СИМПТОМОВ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ
Ребенок недостаточно внимателен к деталям; трудно удерживает внимание; не может довести дело до конца; создается впечатление, что не слушает говорящего; ему трудно спланировать работу; избегает выполнения заданий, требующих продолжительного усилия; теряет предметы; отвлекается на раздражители; забывчив.
>> 6 СИМПТОМОВ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Малыш постоянно крутится; машет руками или ногами; всегда на взводе; не может усидеть на месте, когда это требуется; ему трудно тихо играть; он бегает, когда это не разрешено; чрезмерно разговорчив.
>> 3 СИМПТОМА ИМПУЛЬСИВНОСТИ
Ребенок часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца; ему трудно ждать своей очереди; постоянно прерывает и вмешивается.
Очень важно научить ребенка жить не так хаотично и управлять собой и своими действиями. Беседуйте с ним, задавайте вопросы о причинах и следствиях его поступков.
Нужно постепенно приучать малыша быть усидчивым. Беготню и активность заменяйте чем-то более спокойным, но увлекательным: рисованием, лепкой.
В воспитании избегайте крайностей — проявления чрезмерной мягкости и предъявления ребенку повышенных требований.
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
Гиперактивному малышу особенно необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.
Не забывайте почаще говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Рубрики: | здоровье |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |