Дорогие дороги |
Нечищенные улицы и придомовые территории могут влететь автолюбителю в копеечку, которую, тем не менее, можно попытаться отбить.
Снежная зима и морозы стали для коммунальщиков и «Укравтодора» очередной «неожиданностью», а для автолюбителей - экзаменом на экстремальное вождение. В последнее время многие из нас занимались каждодневным «бобслеем», проходя на своем авто трассу по ледяному желобу в миллиметре от бортов припаркованных машин. Мы пытаемся разобраться, каким образом можно апеллировать к дорожникам и коммунальщикам, случись что с авто по причине их бездеятельности.
Вначале рассмотрим ответственность сторон. За состояние дорог общего пользования (внегородских) у нас отвечает Государственная служба автомобильных дорог Украины (корпорация «Укравтодор»). В ее ведении находятся региональные службы автомобильных дорог, ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины», куда входят ДП облавтодоров и т. п. Схема довольно сложная, если учесть, что, например, облавтодоры, занятые уборкой трасс, вывозом снега, расчисткой ото льда, являются подразделениями ГАК «Автомобильные дороги Украины». При этом ответственность за заказ тракторов, грейдеров, грузовиков и людей несет областная служба дорог. Впрочем, в конечном итоге все замыкается на «Укравтодоре».
За состояние дорог и придомовых территорий в населенных пунктах отвечают местные коммунальные службы, жаловаться на которые можно в горадминистрацию и Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (minjkg@ukr.net). Обращаться в последнюю инстанцию, конечно, можно, но, по мнению людей бывалых, не очень эффективно. Перспективнее бороться непосредственно с ЖЭКами и кооперативами. Согласно Приказу Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 76 «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17 мая 2005 года уборка и вывоз снега, обработка придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями является составляющей услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий.
Берем базовый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» и действуем в строгом соответствии со ст. 18 «Оформление претензий потребителей к исполнителям». Выйдя на улицу, вдохнув свежий морозный воздух и в очередной раз удивившись нетронутому льду, следует вызвать либо мастера, либо главного инженера ЖЭКа для составления акта о непредоставленных услугах. Акт адресуется начальнику ЖЭКа, а копия направляется в территориальное подразделение жилищно-коммунальной инспекции. По пункту «снег» ЖЭКи обязаны чистить «под скребок» проезды и тротуарные дорожки, заготавливать, завозить посыпочные материалы и обрабатывать ими дороги. Поэтому в претензии следует также потребовать пересчитать тариф, если такая услуга не предоставлена. В случае отказа представителя ЖЭКа подписывать документ достаточно будет, чтобы это сделали два жителя дома. Но возмещение ущерба за «поскользнувшуюся» машину отсудить у ЖЭКа нереально - даже крупные страховщики в порядке регресса не берутся судиться с ними.
Теперь от общих проблем можем перейти к частным, когда, например, обледенелый участок дороги стал причиной ДТП. «Согласно «Единым правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правилам пользования ими и охраны», утвержденным Постановлением Кабмина № 198 от 30 марта 1994 года, дорожники обязаны, кроме прочего, анализировать состояние аварийности на дорожных объектах, обнаруживать аварийно опасные участки и места концентрации ДТП. Кроме того, эти правила предписывают им вместе с ГАИ принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий, при которых оно случилось, и устранять обнаруженные недостатки», - комментирует партнер юридической компании «Эйдиком» Алена Воронцова. Это, естественно, теория.
Нас же интересует возможность компенсировать материальные убытки, нанесенные в связи с дорожными условиями. Итак, при наличии у водителя полиса КАСКО юристы советуют предпринять попытку отнести ДТП, произошедшие в результате, например, обледенения участка дороги, к случайностям, что подпадает под действие договора. Для этого нужно зафиксировать на фото дорогу, а также вписать замечания о ее состоянии в протокол ГАИ о ДТП и проконтролировать, чтобы в разделе «Состояние дороги» инспектор не поставил прочерки. «Контрольный выстрел» - сообщить о ситуации в оперативный штаб «Укравтодора», но так, чтобы ваш сигнал был зафиксирован. Впрочем, в нынешней ситуации на рынке автострахования добиться выплат нелегко вне зависимости от причин ДТП. Тем не менее, побороться стоит.
Если автомобиль не застрахован, можно вступить в неравный бой с коммунальщиками или дорожниками (в зависимости от ситуации) самому. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу иск подается либо по месту нахождения ответчика, либо по месту происшествия. Если речь идет о загородной аварии и о причинении вреда имуществу, судиться придется со службой автомобильных дорог в той области, где случилось событие. С коммунальщиками судиться ближе, только взять с них, как правило, нечего.
«Владельцу автомобиля необходимо будет доказать (описать в иске с приложением подтверждающих документов) не только факт виновности дорожников или лиц, которые непосредственно несут ответственность за конкретный участок дороги, в нанесении ущерба автомобилю, но и причинно-следственную связь между этими событиями. Для этого среди прочего необходимо знать, в каком состоянии дорога должна быть, когда должен проводиться ее плановый ремонт, как обязаны реагировать дорожники на незапланированные повреждения дороги (например, поставить соответствующие предупреждающие знаки) и т. п. Доказательству подлежит и размер нанесенного ущерба. Для этого проводятся соответствующие экспертизы», - говорит управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев. По его словам, пострадавшему нужно обратиться к юрлицу, ответственному за состояние дорог, для получения этих документов или же объяснений. В случае непредоставления таких документов уже в судебном порядке необходимо будет заявить ходатайство об их истребовании от ответчика.
Но это еще не все. Прежде чем судиться с уважаемыми людьми, автолюбителю нужно доказать, что он свято выполнял все Правила дорожного движения. «Иначе взыскать возмещение причиненного ущерба будет проблематично. Другое дело, когда водитель не мог избежать нарушения, ибо это в дальнейшем повлекло бы более значительные повреждения имущества или гибель людей. Но здесь все точки расставит соответствующая экспертиза», - отмечает г-н Можаев. «Даже вынужденное нарушение водителем ПДД (выезд на встречную полосу, объезд препятствия и тому подобное) не освобождает его от ответственности. А если по маршруту следования установлены предупредительные знаки, обеспечение безопасности проезда возлагается, согласно ПДД, на водителя», - дополняет Алена Воронцова.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |