iPad: охота за двумя зайцами |
Большинство из вас уже в курсе, что вчера Apple-таки представила свой планшет. Девайс получился неоднозначным, вызвав множество споров и дискуссий о том, зачем Apple вообще выпустила подобное устройство. В этой статье я предлагаю всем вместе попробовать выяснить коварные планы Джобса.
Как многие могут помнить, раньше Стив Джобс заявлял, что «американцы перестали читать», поэтому Kindle не получит особого распространения. Однако вчера Apple вероломно вторглась именно на территорию электронных книг, представив не только свой магазин iBookstore, но и полноценное приложение New York Times, которое полностью заменяет обычную газету.
Очевидно, что мало кто решится купить iPad как основной компьютер или вовсе устройство для проигрывания музыки. Для первого есть MacBook, для второго — iPod touch. Теперь же Apple даёт ещё одну альтернативу в лице iPad — для читающей аудитории. Первым делом девайс должны купить те, кто копил деньги на Kindle, так что Amazon явно придётся туго на своём же рынке. Для сравнения Kindle DX стоит $489, но при этом имеет лишь монохромный экран и совсем скудные медийные возможности. iPad — самый настоящий комбайн за $499 с 16 ГБ встроенной памяти. Думается, выбор пользователя (особенно поклонника Apple) будет очевиден.
Что касается того, что на рынке электронных книг сейчас господствует Amazon, то тут можно провести аналогию с iPod. К тому времени, как Джобс понял, что за цифровой музыкой будущее и пора бы уже выпустить своё устройство для прослушивания музыки, на рынке тогда господствовала Sony со своими плеерами Walkman... В Sony, наверное, до сих пор не могут понять, как Джобсу удалось увести у них из под носа целую индустрию, когда, казалось бы, это невозможно...
Кто-то может возразить, мол, читать со слишком яркого экрана iPad будет тяжело. Очень и очень спорное утверждение... Основываясь, на личном опыте могу сказать, что я никогда не испытывал дискомфорта при чтении текста с МакБука или iPhone. Тем более при плохом освещении, конечно же, лучше, чтобы у экрана была подсветка.
В целом же, на презентации Стив Джобс дал чётко понять, что iPad — это фактически спаситель тысяч лесов. iPad — это то, что позволит наконец-то не бежать в киоск за новым номером журнала. Таким образом, сокращаются и издержки на печать журналов, можно наконец-то разместить интерактивную рекламу (чего монохромные дисплеи не позволяют), да и людям становится банально удобнее и проще жить (см. выше о New York Times). Смерть книжных журналов и газет — лишь дело времени, но что придёт на смену? iPad.
Примерно год назад, когда только появлялись первые слухи о том, что где-то когда-то прошла информация о закупке партии 10-дюймовых дисплеев, многие на фоне ещё тогдашней популярности нетбуков полагали, что Apple готовит свой мини-МакБук. Ещё самые первые официальные комментарии по этому поводу полностью подтвердил Стив Джобс на презентации: нетбук — просто маленький и маломощный ноутбук, который концептуально ничего нового не даст. Apple в этом отношении, видимо, не ошиблась. Нетбуки, скорее, стали отличным вариантом для производителей, чтобы просто заработать деньги на тренде. Однако никакими инновациями, которыми привыкла нас удивлять Apple, этот тренд, как говорится, и не пахнет.
Но можно ли расценивать iPad как полноценный компьютер? Для кого-то его возможностей вполне хватит. Ведь нетбуки всё ещё пользуются спросом, а к iPad можно с успехом подсоединить фирменную Bluetooth-клавиатуру Apple.
Рискну предположить, что Apple собирается убить двух зайцев, зайдя на территорию производителей нетбуков и электронных книг. Но пока Apple лишь прицелилась. Настоящая пальба начнётся немногим позже. На данный момент для этого iPad может обойтись без многозадачности, USB и прочих составляющих компьютера, отсутствие которых так разочаровало и поклонников компании, и её противников. Большинство этих вопросов должны решиться со временем. Скорее всего, к лету, в новой версии ОС. Пока что для этого необходимости нет — ведь iPhone 4G всё равно ещё не готов, а летом обновить iPhone OS (есть слухи, что ОС будет называться iOS) сразу для всех устройств будет куда эффектнее и логичнее.
Если вспомнить, как начинался путь первого iPhone, то можно провести достаточно адекватную аналогию — проблемы были по масштабу немногим меньше. Тем не менее iPhone — для многих сейчас имя нарицательное.
Противников нового решения Apple уже немало. Тем не менее, как это было сначала с iPhone, 50-миллионная армия лояльных пользователей-«яблоэнтузиастов» в США и чуть меньше в Европе всё-таки сможет переправить iPad на основной рынок электронных книг, где он имеет все шансы стать стандартом де-факто, как это сделал iPod на рынке плееров. Разумеется, это не значит, что на рынке плееров нет других компаний, но за кем лидерество вполне очевидно. Поэтому при такой поддержке пользователей, а также софтверной и контентной базы бояться за то, что iPad застрянет на переправе с раннего к основному рынку, я считаю, не стоит.
Иными словами, без маркетинговых определений вроде «раннего» и «основного» рынка, которые кому-то могут быть незнакомы: Apple имеет достаточно прочный плацдарм для массированной атаки на уже сформировавшиеся рынки, и в случае, если поддержка, о которой я говорил выше не подведёт, iPad захотят не только энтузиасты-маководы, но и достаточно прагматически настроенные граждане, которые к Apple относятся нейтрально. Очередь тех, кто к Apple относится по какой-то причине негативно, скорее всего, дойдёт позже, но к этому моменту Apple будет достаточно сильна на занятых рынках. Если приводить пример из моего личного опыта, то я знаю прекрасно несколько человек, которым принципиально не нравился iPhone, но сейчас изменившие свою точку зрения лишь потому, что iPhone у многих, да и не такой он уж и страшный.
Из этого всего я делаю однозначный вывод: iPad — это далеко не провал, а хорошо спланированный ход Apple. Это — грамотно выполненный нишевый продукт, который выводит Apple на определённые рынки.
Ценовая политика Apple тоже интересна: с такими низкими ценами сделать iPad суперпопулярным не должно составить особых проблем, а основной приток доходов будет идти именно с продажи приложений и книг. Иными словами, зарабатывать Apple собирается далеко не на iPad, а на продаже контента.
Как всегда, у нас этот процесс, скорее всего, будут протекать куда медленнее, чем в США. Электронная книга за как минимум 20 000 рублей вряд ли кому-то будет нужна. Купят её только достаточно обеспеченные фанаты Apple, чего явно не достаточно для того, чтобы iBooks ориентировать также и на Россию, т. е. выложить достаточное количество книг на русском языке. Без полноценной поддержки контентной базы iPad и правда сгодится лишь в качестве фоторамки.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |