Когда специалисты BMW разрабатывали свой первый SUV, они отнюдь не стремились снискать для своего детища лавры нового героя бездорожья. Для этих целей в обойме немецкого концерна тогда еще имелся проверенный временем Land Rover. Х5 же, напротив, должен был оставаться верным традициям
BMW X5: покупать или нет?
баварской марки, то есть быть мощным, динамичным, агрессивным королем асфальта… Прошло несколько лет, и вот настал момент, когда «высокомерные баварцы королевских кровей» стали пополнять собой вторичный рынок. Ну что, пришло время с пристрастием заглянуть под мантию?
Представленный миру осенью 1998 года, BMW X5 появился на российских просторах спустя год. Причем машины везли не только в Москву и Питер, но и в… Приморье (в итоге их там оказалось довольно много). Это удивляет несколько меньше, если учесть, что производство внедорожников расчетливые баварцы разместили в американском Спартанбурге. А из Америки, как вы догадываетесь, путь до Владивостока проще и короче, чем до столицы.
«Баварец», даже подержанный, все еще остается очень дорогой игрушкой. Так, нерастаможенные машины в порту Хельсинки предлагаются не дешевле 33 — 35 тысяч долларов. Цены на «московские» автомобили начинаются с 40 тысяч, однако найти за эти деньги беспроблемный автомобиль — большая удача. Основной же поток автомобилей предлагается по 47 — 55 тысяч. Самое дорогое из найденных предложений «потянуло» на 77 тысяч долларов за «упакованную» и «обвешенную» по самое некуда трехлетку.
По оценкам специалистов, на сегодняшний день в России «прописано» где-то 2,5 — 3 тысячи BMW X5. Примерно половина из них попала к нам через официальных дилеров. Кстати, мы специально так заостряем вопрос на происхождении автомобиля. В отличие от многих других марок при покупке внедорожника от BMW очень важно знать всю биографию машины (желательно подкрепленную «историей болезни» из сервис-центра). Это не только реально упрощает жизнь покупателю (подтверждая честность пробега и отсутствие «хронических болезней»), но и служит залогом юридической чистоты автомобиля. Последнее особенно важно, если учесть, что BMW Х5 — один из печальных лидеров криминальной статистики. Именно поэтому при покупке машины рекомендуется проверить комплектность ключей. Если их меньше трех, это повод задуматься. Дело в том, что ключ от Х5 — не просто болванка с бороздками. В каждый ключ вмонтирован индивидуальный микрочип, подающий сигнал иммобилайзеру. Повторить его в обычной мастерской невозможно, а изготовление дополнительных комплектов — дело долгое и хлопотное. Для этого необходимы владелец автомобиля, полный комплект документов и собственно машина. Все это должно предстать пред светлые очи официального дилера, и лишь после этого последний отправляет заказ на новый ключ в Мюнхен. Ждать придется недели две-три. И еще любопытный момент: поскольку все ключи индивидуальны, то любой из них, а точнее, все возможные (кроме тех, что находятся в распоряжении законного владельца) можно заблокировать. Для этого надо все то же, что и для создания нового комплекта, с той лишь разницей, что в данном случае все работы выполняются на месте в тот же день. Ну а для того, чтобы полностью исключить возможные случайности, можно просто заменить охранную систему «в сборе» — ключи, личинки замков, блок иммобилайзера и т.п. Новый комплект обойдется в 422 евро, и еще 60 придется выложить за работу.
Двигатели
Теоретически на вторичном российском рынке можно встретить BMW Х5 с любым из предлагающихся на него четырех двигателей, однако сегодня реальный выбор ограничен по сути рядной «шестеркой» объемом 3 л и V8 объемом 4,4 л. Дело в том, что «восьмерка» объемом 4,6 л и мощностью 347 л. с. появилась в продаже чуть больше года назад (хотя среди объявлений в сети нам попалась одна такая годовалая машина за 70 тысяч долларов). А трехлитровый 184-сильный турбодизель для России еще большая редкость: машин, оснащенных этим мотором, у нас считаные единицы.
Впрочем, сильно сокрушаться по этому поводу не стоит: по правде сказать, дизель — не самый лучший выбор для этого пожирателя асфальта. Система Common Rail, которой оборудован мотор, оказалась чересчур привередливой к качеству солярки, да и прочих проблем с ним хватает. К тому же проблема экономии топлива для российских владельцев автомобилей подобного класса совершенно не актуальна. И, наверное, именно поэтому в России наиболее распространены машины, оснащенные 4,4-литровой 286-сильной «восьмеркой» и по сей день сохраняющие лидерство по популярности как среди новых, так и среди подержанных экземпляров этой модели.
Сложная конструкция этого силового агрегата с четырьмя клапанами на цилиндр, регулируемой системой газораспределения и обилием электроники позволяет добиться от мотора хорошей тяги в очень широком диапазоне оборотов. При этом расход топлива вполне приемлем для двигателя такого объема — до 18,8 л в городе и 11,1 л на трассе. Хронических проблем, связанных именно с этим силовым агрегатом, наши сервис-центры пока не выявили. Впрочем, до старости пока еще далеко даже самым первым BMW Х5. Для подавляющего большинства владельцев это не единственная машина в семье, и годовой пробег редко превышает 20 тыс. км. В общем, на сегодняшний день редкие автомобили успели добраться до стотысячной отметки.
Пожалуй, главный минус 4,4-литрового мотора — высокая цена, связанная с большими таможенными пошлинами. Значительно сэкономить можно, приобретая машину с трехлитровым двигателем. Этот вариант менее распространен — в газетных и интернет-объявлениях «слабая» модификация занимает не более 15% Х5, но его 231 «лошадей» вполне хватает для энергичных шоссейных разгонов. И хотя по тяге он несколько уступает могучим V8, заметно это будет, лишь если постоянно использовать BMW в качестве тягача для тяжелого прицепа. Зато в сравнении с 4,4-литровым агрегатом у него меньший аппетит. Вот только при постановке «трехлитровой» машины на учет могут возникнуть непредвиденные проблемы.
Заводской номер на его блоке зачем-то спрятан под опорой двигателя. Увидеть его без вывешивания мотора и демонтажа части элементов подвески просто невозможно! А теперь попробуйте представить себе подобную процедуру возле МРЭО! Впрочем, на самом деле разбирать машину перед ГИБДД совсем необязательно. Поскольку моторы «с разборок» для Х5 не в ходу, то достаточно справки от официального дилера. Причем, если автомобиль постоянно у него обслуживался, справка выдается владельцу автоматически, а если нет, то номера придется сверить на подъемнике. В последнем случае цена «бумажки» вырастет до 200 долларов…
Заводская инструкция рекомендует «кормить» BMW X5 (с любым из бензиновых двигателей) 98-м бензином, но в качестве исключения допускает и Аи-91. Однако отечественные специалисты по баварским моторам рекомендуют заливать в бак строго 95-й. Все дело в качестве российского бензина. Именно из-за него нередко после трех лет эксплуатации выходит из строя каталитический нейтрализатор. Впрочем, сжечь его можно и раньше — достаточно раз заправиться этилированным топливом. Замена поврежденных деталей потянет на 2,5 тысячи евро! А что вы хотели? Нейтрализаторов-то в выпускном тракте два — по одному на каждой ветви. Просто так вырезать их и заменить пустыми вставками ни один авторизованный сервис не возьмется, а делать это в гараже у соседа может выйти себе дороже. Переделка выпускного тракта требует перенастройки электронного блока управления двигателем.
Трансмиссия и ходовая часть
На BMW Х5 устанавливается как механическая, так и автоматическая коробка передач, но последнюю можно встретить не в пример чаще. Она идет в стандартной комплектации с восьмицилиндровыми моторами (заказать V8 с механикой невозможно) и поставляется на заказ с «шестерками». Но, что еще более интересно, автоматы для восьми- и шестицилиндровых моторов совершенно разные. Первые, производства ZF, способны «переварить» несколько больший крутящий момент. Вторые, производства GM, слабее, но дешевле (устанавливать коробку от «трехлитрового» автомобиля на 4,4-литровый нельзя — не выдержит нагрузок). Все коробки передач показали себя вполне надежными агрегатами. При этом масло во всей трансмиссии заливается на весь срок службы агрегатов и менять его необходимости нет.
Раздаточная коробка на всех модификациях одна — цепная с несимметричным распределением крутящего момента. 38% идет на передние, 62% — на задние колеса. Последнее позволило немецким инженерам сохранить у автомобиля традиционный для марки заднеприводный характер управляемости. Никаких блокировок и пониженных передач не предусмотрено. Свободную пробуксовку колес сдерживает электронная система ADB-X, имитирующая блокировки дифференциалов: она подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока не восстановится сцепление с дорогой. Именно с этой особенностью связано то, что при регулярных вылазках на проселки и глубокий снег приходится неожиданно часто менять колесные диски, а колодки и вовсе становятся «быстрорасходным материалом».
Однако самые ненадежные детали автомобиля — это, вне всяких сомнений, рычаги передней подвески. При максимальном использовании внедорожного потенциала BMW их приходится менять раз в 15 тыс. км! Аккуратная езда увеличивает срок их службы вдвое, но он все равно остается коротким. Кстати, раз в 30 — 40 тысяч требует замены и рулевая рейка, разбивающаяся от езды по нашим дорогам. И еще пару слов о ходовой… Довольно значительная часть автомобилей комплектуется пневмоподвеской, аналогичной той, что применяется на Range Rover. При этом пневмоэлементы могут быть установлены как только на заднем мосту (стандартная комплектация для V8), так и на обоих. Последний вариант, позволяющий регулировать высоту положения кузова над дорогой, предлагается только на заказ. Все это очень удобно, но имейте в виду, что если машина оборудована такой системой, то ее надо проверить с особой тщательностью, в противном случае ремонт может вылиться в очень солидную сумму.
Салон
Надо заметить, что все Х5 отличаются богатой комплектацией. В отделке салона используются дорогие высококачественные материалы: кожа, деревянные и титановые вставки и т. п. Автомобиль буквально нафарширован электроникой. Регулировки кресел и руля — это еще цветочки по сравнению с различными
BMW X5: покупать или нет?
системами курсовой устойчивости, динамической стабилизацией, климат-контролем, бортовым компьютером и навигацией. И все это, понятное дело, должно работать. Справедливости ради стоит заметить, что пока случаи отказа электронных систем относительно редки. Однако с возрастом они, возможно, начнут доставлять головную боль будущим владельцам. Дело в том, что большинство «глюков» напрямую связано с окислением контактов… Кстати, уже сейчас у многих «московских» машин болтается водительское зеркало. Это связано с тем, что при постоянном контакте с соленым раствором, поднимающимся с зимней дороги, силуминовый корпус его поворотного редуктора очень быстро начинает разрушаться.
Вот, пожалуй, и все, для первого раза достаточно — слишком уж коротка история модели. Но не волнуйтесь: пройдет несколько лет и мы снова вернемся к BMW X5 в нашей рубрике Second Hand. Вернемся с совершенно другими мерками. И уж тогда стареющей «особе королевских кровей» придется отвечать по всем статьям. Что поделаешь, возраст…
Андрей Комаров, владелец BMW Х5 4,4 i:
- Эта машина у меня с 2000 года. Покупал ее новой в салоне. Понятное дело, любой BMW предназначен для того, чтобы на нем оторваться от души, и Х5 позволяет это в полной мере. У машины великолепная динамика, отличный мотор. Кстати, у BMW по сравнению с другими внедорожниками очень хорошая аэродинамика. Это заметно не только по разгону, но и по тому, как машину обходят летящие с дороги камни. Даже если случается удар по стеклу, камень проходит по касательной и не оставляет следов.
Сейчас, наверное, все детские болезни Х5 уже вылечены, а мне досталась машина из первых, еще сырых партий. То и дело вылезали какие-то мелкие неполадки, совершенно непростительные автомобилю, стоящему больше 80 тысяч долларов. При каждом ТО приходилось менять нижние рычаги. Сейчас, кстати, качество запчастей стало лучше, интервал между их заменами увеличился. Но больше всего меня достала крышка багажника, а точнее, ее электрический замок. С ним что-то случилось уже на третьей тысяче пробега, и пятая дверь начала открываться. Проводку заменили, но через некоторое время история вновь повторилась. (*Предупреждение! Не удалите эту ссылку: любопытные статьи, шокирующие факты, развлечении:
http://tebea.ru *)
Вообще-то серьезных замечаний к машине у меня нет. Все поломки — в сущности мелочи, хотя, поговорив с другими владельцами этих внедорожников, мне кажется, что у меня вполне удачный вариант. По крайней мере ни с мотором, ни с трансмиссией никогда ничего серьезного не случалось. Или, может, те, кто «попадал» на коробку, просто так ездят? А ходовая часть — она у всех BMW традиционно слабая. Здесь-то еще по сравнению с седаном-"пятеркой" она очень даже. Впрочем, по-любому ежегодное обслуживание этой машины мне обходилось больше чем в тысячу долларов.
И все же воспринимать BMW Х5 стоит как дорогую игрушку. Я на ней не езжу, а катаюсь в свое удовольствие. Но делаю это относительно редко — за все время накатал только 50 тысяч. Для деловых поездок у меня есть Range Rover. Он, конечно, тупее, скучнее, но, на мой взгляд, неизмеримо солиднее.