Как научить ребенка вежливости? |
Именно поэтому я сегодня хотела бы немного поговорить о вежливости.
Никто не будет спорить, что такие слова, как «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «до свидания» приятно слышать каждому. Но произнося их автоматически, мы часто не задумываемся о том, что каждое из них означает и какую психологическую подоплеку несет.
Итак, несколько фактов…
«Пожалуйста»
Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.
«Спасибо»
Другой, у которого есть собственные желания, не обязан был делать то, что сделал. Таким образом мы ему говорим, что признаем его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем ему подарить что-то хорошее («благодарю»).
«Добрый день»
Пожелание доброго дня не просто признак симпатии. Оно означает: «Я признаю твое существование. Ты значим, ты присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя приветствую».
«До свидания»
Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»
Кто-то, прочтя эти строки, подумает, что это всего лишь приятные слова. Однако хочу заметить, что вежливость – это вовсе не набор правильных слов или условных жестов, смысл которых давно потерян, и которые нужны для того, чтобы выглядеть «воспитанным». Нет!
Вежливость – это важнейшая составляющая воспитания личности ребенка, средство, которое мы ему даем для повседневной борьбы с принципом удовольствия, который ежеминутно грозит подчинить себе ребенка и испортить ему жизнь.
Ну сами подумайте, если ребенок неуважительно относится к окружающим (не здоровается при встрече, не пропускает девочку вперед…), не в состоянии увидеть их нужды (не уступает место в транспорте, не подает руку при выходе из транспорта…), у него формируется негативное отношение к окружающим.
А если другие ничто, то как понять, что ты сам ценен и достоин уважения? Как смириться с тем, что надо сидеть за партой, когда можно развалясь, отбывать время урока?
Отношение ребенка к вежливости всегда говорит не о принадлежности к определенному социальному классу, а о его глубинном понимании (не только умом, но и на уровне эмоций) того, что есть другие люди.
Теперь вопрос: как этому учить?
Научить своих детей вежливости – задача родителей. И начинать это процесс надо как можно раньше. И тут важно не только учить говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и самому быть на высоте в этом вопросе. Если ребенок живет и растет в условиях, где вежливость в определенном смысле образ жизни, то по большому счету его и учить-то этому не надо. Он всё будет впитывать с молоком матери. А если родители говорят одно, а сами делают совершенно другое, то ничего хорошего из такого воспитания не выйдет.
Так что же собственно необходимо делать, чтобы научить ребенка вежливости?
Во-первых, быть для ребенка в этом вопросе примером. Ребенок никогда не поймет, что нужно подумать о других, если он видит, что родители совершенно не принимают других людей (или его самого) в расчет.
Во-вторых, необходимо обучать ребенка вежливости последовательно, шаг за шагом. Необходимо проявлять уважение к другим своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелем). Надо учить ребенка с уважением относиться к чужому имуществу, потому что оно им дорого, и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
В-третьих, не забывать напоминать ребенку о смысле вежливости, а главное о пользе, которую она приносит. Ведь в цивилизованном мире жить приятнее, чем в дикости. «Поступай в другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
В четвертых, следите за тем, чтобы ребенок в повседневной жизни соблюдал эти правила: и дома, и за его пределами. А если он, зная правила, все же их нарушает, наказывайте ребенка, тем самым укрепляя установленные границы.
Если хотите поделиться своим мнением, воспользуйтесь формой ниже.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |