-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в vados2384

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.06.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 29158



»стори€ исследовани€ и освоени€ космоса

ѕ€тница, 03 јвгуста 2012 г. 22:18 + в цитатник

»стори€ исследовани€ и освоени€ космоса. јмериканские космические аппаратыƒанна€ стать€ посв€щена теме освоени€ космоса. ј именно, созданию космических кораблей многоразового использовани€, так называемых челноков - "спейс шаттлов".

„ем именно мен€ заинтересовала данна€ тема? ѕрочитав статью, вы узнаете:

– ¬сего было создано 6 "шаттлов", но в космосе побывали только 5.

– " осмический челнок" – не многоразова€ система, а полумногоразова€.

–  аждый "шаттл" рассчитан на 100 полетов, но ни один корабль за историю существовани€ не выработал данный ресурс.

– ѕервый полет первого шаттла " олумби€" состо€лс€ в ƒень космонавтики – 12 апрел€ 1981 года.

– —оветские орбитальные космические станции оснащались автоматической пушкой, чтобы их не могли похитить "шаттлы".

ѕосле высадки на Ћуну 20 июн€ 1969 года и благополучного возвращени€ на «емлю Ќейла јрмстронга и Ёдвина ќлдрина у јмерики имелась техническа€ возможность продолжить освоение космоса. Ќапример, использовать созданную в рамках программы "јпполон" опыт дл€ построени€ лунной базы, создать сеть орбитальных космических станций, построить в космосе заводы и приступить к пилотируемому освоению астероидов и ћарса.

„то, пон€тно, требовало немалых расходов, приблизительно на уровне 6 млрд. долларов в год. Ќо в то врем€ јмерика нуждалась в средствах на социальные программы и войну во ¬ьетнаме. ѕриходилось экономить. ѕоэтому еще до высадки человека на Ћуну производство ракет-носителей "—атурн" было ограничено 27 экземпл€рами.

ј это означало, что требуютс€ альтернативные, более дешевые средства доставки человека в космос. ¬ 1968 году NASA обратилась к американским производител€м космической техники детально изучить проблему создани€ космического корабл€ многоразового использовани€. „тобы после дать ответ на вопрос о возможности создани€ корабл€ дл€ совершени€ многоразовых полетов в космос. Ёто обещало снизить стоимость орбитальных полетов на пор€док.

ѕервоначально проект корабл€ многоразового использовани€ виделс€ в создании спарки самолета-носител€ и космического самолета. —оединенные на пусковой площадке, оба аппарата должны были стартовать вертикально. ѕо замыслу, самолет-носитель должен разгон€ть всю систему до необходимой скорости. ѕосле самолет-носитель расстыковываетс€ и приземл€етс€ как обычный самолет. ј последующий вывод на околоземную орбиту космического самолета осуществл€етс€ при помощи его собственных двигателей и топлива. ѕосле выполнени€ задани€ он так же должен по-самолетному приземл€тьс€. ƒанна€ система получила название "космический челнок" – "спейс-шаттл".

ѕроект космической спарки планировалось использовать в двух программах освоени€ космоса.

ѕрограмма-минимум предусматривала создание орбитальной околоземной станции, обслуживаемой "челноками".

ѕрограмма-максимум ставила целью полет на ћарс, создание обитаемой космической станции на орбите Ћуны, космической станции со штатом в 50 человек на околоземной орбите и создание кораблей-челноков, обслуживающих космическое хоз€йство.

ƒаже реализаци€ программы-минимума требовала финансировани€ в размере 5 млрд. долларов в год. ѕрезидент Ќиксон отверг оба проекта, поскольку деньги требовались на решение более насущных вопросов.

јгентство по аэронавтике встало перед непростым выбором. ѕриходилось решать: либо свернуть разработку программ пилотируемого освоени€ космоса и сократить все высококвалифицированные кадры. Ћибо начинать разработку другого, более дешевого космического проекта, который позволит сохранить рабочие места и накопленный опыт освоени€ космоса. ќтвет на вопрос был компромиссом.

 омпромисс был найден в ином позиционировании "челнока". Ѕыло решено использовать его не как аппарат дл€ создани€ и обслуживани€ орбитальной станции, а как коммерческий корабль дл€ вывода на околоземную орбиту спутников частных фирм. ѕриводимые экономические расчеты показывали потенциальную осуществимость проекта и, самое главное, его окупаемость, но при выполнении р€да условий. Ќапример, выполн€ть не менее 30 полетов в год и полностью отказатьс€ использовать дл€ старта дорогосто€щие одноразовые ракеты-носители.

“о есть не "челнок" создавалс€ под конкретные цели освоени€ космоса. ј, наоборот, под существующий проект "челнока" формулировались задачи и строилось экономическое обоснование. „то было вызвано необходимостью выживани€ американской отрасли пилотируемого освоени€ космоса.

Ёто обсто€тельство долго сбивало с толку советских экспертов по космосу. ѕоскольку выполненные экономические расчеты показывали, что затраты на создание "шаттла" никогда не окуп€тс€ (что подтвердилось), а необходимость перевозить значительный объем грузов между «емлей и околоземной орбитой не обосновывалась ни одним существующим или планируемым проектом (о возможности создани€ американской орбитальной станции советским специалистам не было известно). ќтвет на вопрос - "«ачем јмерике шаттлы?" - никак не находилс€.

” советской стороны крепло убеждение, что американцы, отказыва€сь от одноразовых ракет-носителей, что-то задумали. ¬едь создавалс€ космический аппарат, намного перекрывавший существующие в то врем€ потребности любого проекта освоени€ космоса.

ќтказ јмерики от использовани€ одноразовых ракет-носителей так же означал, что различные военные космические аппараты ћинистерства обороны так же будут выводитьс€ на орбиту "шаттлами".  акой военный груз при этом они могут нести – советской стороне так же оставалось только догадыватьс€.

ќдна из гипотез, основанна€ на огромных по тем временам размерах грузового отсека "челнока", предполагала использование "шаттлов" дл€ захвата и транспортировки на «емлю различных советских орбитальных аппаратов. ¬ частности, пилотируемых долговременных орбитальных станций (ƒќ—) или орбитальных пилотируемых станций (ќѕ—) "јлмаз", разрабатываемых ќ Ѕ ¬.„еломе€. ѕоэтому на вс€кий случай ќѕ— стали оснащать автоматической пушкой.

¬ действительности ответ на вопрос был простым. “акие размеры грузового отсека "шаттла" – 18 метров в длину и 4,5 диаметра – были необходимы американским военным дл€ вывода на орбиту военного спутника KH-II. ќн позвол€л выполн€ть оптическую разведку и фотографировать с орбиты с разрешением не хуже 0,3 м. — этой же целью был определен вес доставл€емого на орбиту груза – до 30 т. ¬ес возвращаемого груза должен был составл€ть не менее 14,5т.

јмериканское ћинистерство обороны так же потребовало увеличить возможность бокового маневра орбитального самолета при заходе на посадку, чтобы можно было выполнить посадку на один из военных аэродромов, разбросанных по всей стране.

Ёти услови€ определили облик "шаттла". ¬ результате у "челнока" по€вилась мощна€ теплова€ защита и крыль€ двойной стреловидности дл€ совершени€ маневров на гиперзвуковых скорост€х.

¬ 1971 году NASA было отказано в финансировании 9-10 млрд. долларов, необходимых дл€ завершени€ проекта "насто€щей" многоразовой системы. ƒороговизна начального проектировани€ позвол€ла в будущем осуществл€ть сравнительно недорогие пуски. Ѕолее дешевый вариант подразумевал создание полумногоразовой системы и давал значительную экономию на этапе проектировани€. Ќо при этом дальнейша€ эксплуатаци€ и стоимость запуска "челнока" становились очень высокими и никогда бы не окупились. ѕоскольку "полумногоразовость" предполагала использование дорогосто€щих одноразовых элементов, в результате чего стоимость вывода "челнока" на орбиту значительно возрастала.

¬ 1972 году был утвержден космической проект создани€ именно полумногоразовой системы. “о есть ответ на вопрос создани€ полноценного многоразового космического корабл€ оказалс€ половинчатым. —истема состо€ла из огромного топливного бака, который после выработки горючего сгорал в атмосфере, двух твердотопливных ускорителей и "челнока". –азработка такой системы оценивалась в 5,2 млрд. долларов, что было в два раза дешевле проекта полностью многоразового корабл€.

“вердотопливные ускорители фактически €вл€ютс€ первой ступенью спроектированной системы.  аждый ускоритель рассчитан на 20 стартов. ѕосле выработки топлива они отсоедин€ютс€ и на парашютах приземл€ютс€ в океане. —ам "челнок" спроектирован на 100 полетов, хот€ ни один из "шаттлов" до сих пор данный ресурс не выработал. “ри водородных двигател€ рассчитаны на 55 полетов в космос.

¬ общей сложности было построено 6 "шаттлов". »з них п€ть летали в космос, один корабль - "Ёнтерпрайз" – был создан дл€ выполнени€ летных испытаний и в космосе никогда не был.

»стори€ американских "спейс-шаттлов"

  • "Ёнтерпрайз". Ёкспериментальный аппарат, создавалс€ дл€ отработки "самолетной" посадки. ƒл€ совершени€ посадки стартовал на "Ѕоинге". —овершил 17 испытательных полетов.
  • " олумби€". —троительство "челнока" началось в 1975 году. ѕервый полет состо€лс€ в ƒень  осмонавтики – 12 апрел€ 1981 года. «а свою историю корабль подвергс€ более чем 50 модификаци€м и совершил 28 полетов в космос. ѕогиб 1 феврал€ 2003 года при входе в атмосферу.
  • "„елленджер". Ќачало строительства – 1975 год. ѕервый полет состо€лс€ 4 апрел€ 1983 года. —овершил 10 полетов. ѕогиб 28.01.1986 с семью астронавтами на борту при старте.
  • "ƒискавери". —троительство "шаттла" началось в 1979 году. ѕервый космический полет осуществлен 30 августа 1984 года. —овершил 39 полетов.
  • "јтлантис". —троительство космического корабл€ началось в 1980 году. ѕервый полет выполнен 3 окт€бр€ 1985 года. —овершил 32 полетов.
  • "»ндевер". —троительство началось в 1987 году взамен погибшего "„елленджера". ѕервый полет состо€лс€ 5 июл€ 1992 года. —овершил 25 полетов.
–убрики:  растени€
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку